Душеприказчик — исполнитель завещания. Термин «Душеприказчик»
применялся в дореволюционном российском гражданском праве. В настоящее
время он вновь введен в оборот статьей 1134 ГК РФ: "1. Завещатель может
поручить исполнение завещания указанному им в завещании
гражданину-душеприказчику (исполнителю завещания)..."
Происхождение слова связывают с тем, что в древних духовных
завещаниях употреблялось выражение: «приказываю душу» такому-то. Тот,
кому приказывалась душа и назывался душеприказчик.
В древнем русском праве существовали следующие виды душеприказчичества:
- в религиозно-нравственном смысле
- в соединении с опекой и попечительством
- в соединении с другими поручениями юридического характера — например, уплатою долгов, передачею имущества наследникам и т. п.
В первом, тесном смысле душеприказчичество понималось весьма редко.
Институт душеприказчиков возникал и развивался у многих народов вполне
самостоятельно и встречается почти во всех современных
законодательствах. Происхождение его объясняют недоверием завещателя к
добросовестности и заботливости наследников (Мурлон, Лоран). Римское
право различает душеприказчиков
- назначаемых по завещанию (executores testamentarii)
- по соглашению между наследниками и легатариями (conventionales)
- определяемых самим государством (dativi, legales).
Из них только первые имеют своеобразный характер, так как вторые —
обычные поверенные, а третьи — опекуны. В дореволюционном российском
праве и в большинстве иностранных кодексов существует только один вид
душеприказчиков, назначаемых по завещанию (éxé cuteurs testamentaires,
Testaments-Executoren, Vollzieher des letzten Willens). По своему
характеру душеприказчик составляет своеобразный вид представительства.
Свои полномочия душеприказчик получает от воли и выбора завещателя
(подобно тому, как завещанием может быть назначен и опекун); он
исполняет поручение завещателя. От обыкновенного уполномоченного или
поверенного душеприказчик отличается тем, что поверенный действует
только при жизни и притом в пользу и в интересах своего доверителя,
деятельность же душеприказчика открывается лишь после смерти завещателя и
направлена к пользе других лиц — наследников, легатариев,
кредиторов завещателя и пр. Ввиду такой двойственности положения одни
юристы утверждают, что душеприказчик является представителем не
завещателя, а наследников (Унгер, Ферстер), другие признают
душеприказчика поверенным завещателя (Лоран, Блунчли). К числу этих
последних принадлежат и русские юристы (Победоносцев, Гольмстен,
Гордон). Прусское земское право прямо признавало душеприказчика
уполномоченным наследодателя. Такой же взгляд на душеприказчика
сказывался, хотя и не прямо, в кодексах австрийском (§ 816), остзейском
(ст. 2457 и 2459), саксонск. (2237, 2238 и 2240) и Code civil (1032,
1033). В нашем Своде, содержащем лишь весьма немногие постановления о
Д., нет указания на существо этого института; но кассационная практика
создала учение о Д., во многом сходное с западноевропейскою доктриною и
законодательствами. Сенат называет Д. уполномоченным исполнителем воли
умершего завещателя и вообще считает деятельность Д. зависящею
единственно от воли и распоряжения завещателя (ст. 1084 Х т., 1 ч., кас.
реш. 78/68, 917/70, 578/73, 132/85 и др.). Согласие Д. исполнить волю
завещателя может быть выражено как при жизни последнего, так и после его
смерти, письменно или словесно, прямо или безмолвно; но осуществление
этой воли начинается лишь с момента смерти завещателя.
Некоторые законодательства признают, что душеприказчичество может
быть установлено посредством договора с завещателем (Сакс. 2230 и Остз.
2453). По мнению французских юристов, назначение Д. как распоряжение
завещательное может быть сделано только в завещании. Такое же положение
может быть выведено из общего смысла наших законов (ст. 991 и 1084 Зак.
Гр., 25 Уст. гр. суд.). Вопрос о том, может ли лицо, принявшее на себя
звание душеприказчика, отказаться от него без уважительных причин,
некоторыми законодательствами разрешается отрицательно (Австр. 816;
Сакс. 2233, 2235; Остз. 2455). Сенат склоняется к утвердительному ответу
(кас. 873/71, 27/75; по мнению Победоносцева, Д. не свободен в этом
случае от ответственности за последствия своего отказа). В силу аналогии
с представительством по доверенности, Д. может быть только тот, кто в
праве вступать в договоры и обязательства вообще. В наших законах
специально указан один только случай неспособности лица быть Д.: никто
из служащих в карантинных учреждениях не имеет права быть Д. лиц,
выдерживающих карантин (1085 гр. зак.). В большинстве западноевропейских
государств завещатель пользуется полною свободою при определении круга
деятельности Д., насколько это не противно закону. То же начало
проглядывает и в нашем законодательстве и развивается кассационною
практикою. «Духовные завещания исполняются Д. по воле завещателя» (ст.
1084 зак. гр.); Д. имеет право производить иски по всем тем предметам,
по которым это оказывается необходимым для исполнения возложенных на
него завещателем распоряжений (ст. 25 У. гр. судопр.; кас. 863/71,
50/75, 322/75, 116/81). Если в завещании нет точного определения
деятельности Д., то она определяется свойством и целью поручения. Д.
приводит в известность и собирает все наследственное имущество; он имеет
право производить и получать платежи, производить взыскание долгов и
входить в соответствующие соглашения, защищать на суде, в случае спора,
действительность завещания, отчуждать часть наследственного имущества
для удовлетворения отказов и распределять остальное имущество между
наследниками. На управление имуществом Д. имеет право лишь тогда, когда
оно предоставлено ему по завещанию. Разногласия в толковании завещания
разрешаются судом. Почти все вышеуказанные права признаются за Д. и
сенатом (1059/70, 1258/71, 50/75, 81/82, 132/85 и др.). На Д.
возлагается также обязанность представить завещание в суд для
утверждения к исполнению, заявить о составе наследственного имущества и о
цене его, а также внести причитающуюся с наследства пошлину; он может
просить об отсрочке или рассрочке взноса этой пошлины и обжаловать
определение о взыскании её. Положение Д. — зависимое, служебное; отсюда
вытекает обязанность Д. ответствовать и давать в своих действиях отчет
лицам, заинтересованным в наследственном имущества. Завещатель не может
назначить безответственных, безотчетных Д. (Сакс. 2239; Code civil 1031,
1033; кас. 78/68, 917/70, 578/73, 6/79, 134/79, 116/81). Д. не может
быть уполномочен завещателем на выбор наследника или на назначение
указанным в завещании лицам долей наследства; это было бы равносильно
предоставлению Д. завещательного права (1026 зак. гр.; кас. 917/70,
863/71, 50/75).
Завещатель может назначить нескольких Д. Они действуют отдельно или
сообща, смотря по тому, определена ли в завещании деятельность каждого
из Д. отдельно или нет. Во втором случае они ответствуют солидарно. Если
один из нескольких Д. откажется или почему-либо не может исполнить
возложенную на него обязанность, то остальные вправе действовать без
него. Сенат признал, что в случае смерти одного из Д. волю завещателя
вправе исполнить другой, оставшийся в живых (308/68, 27/75).
Деятельность душеприказчика безвозмездная, однако она не исключает
возможности вознаграждения: завещатель может определить вознаграждение
или сделать в чью-либо пользу назначение (легат)
с тем условием, чтоб он принял на себя обязанность душеприказчика. В
последнем случае, отказываясь от этих обязанностей, он лишается права и
на отказанное имущество. Издержки, понесенные душеприказчиком по
исполнению завещательных распоряжений, падают на счет наследственного
имущества. Деятельность душеприказчика прекращается при
- исполнении данного ему поручения
- истечением срока, на который оно дано, его смертью или потерей правоспособности
- признанием завещания недействительным
- объявлением завещателя несостоятельным и отстранением душеприказчика по распоряжению суда.
|